Новости Московского Театра Чтеца

Выучить десять страниц прозы наизусть?

Когда увлекаешься книгой, то спешишь за сюжетом, переживаешь за ее героев и хочешь скорее узнать, что же с ними произойдет. Иногда пропустишь пару абзацев с размышлениями, чтобы добраться до главного. Другое дело - актерское чтение со сцены. Актер преподносит тебе каждое слово, раскрывая его предназначение, и текст начинает блистать полнотой чувств, мыслей, красок.

Спектакль "Мастер и Маргарита. Финал" только что завершился.


Я думала об этом после спектакля «Мастер и Маргарита. Финал», показанного Московским Театром Чтеца. Актеры Василий Соловьев-Седой и Софья Хилькова читали заключительные главы знаменитого романа Михаила Булгакова. Ершалаимские страницы, с угрызениями совести Понтия Пилата и его диалогами были прочитаны Василием, а московская лирика о Мастере и Маргарите досталась красавице Софье. С разрешения режиссера спектакля Марии Оссовской я сделала видеофрагменты, вы можете увидеть и услышать их здесь, в блоге «Книжный слушатель».

Софья Хилькова в спектакле "Мастер и Маргарита. Финал"


Спектакль шел в небольшом зале Дома-музея Марины Цветаевой, в камерном пространстве актеры были близко к зрителям, их голоса не усиливались микрофонами и звучали проникновенно, исповедально. Текст перемежался органной музыкой, в этом зале есть небольшой орган. «В наших спектаклях почти всегда звучит музыка, она создает настроение и дополняет текст. Например, рассказы Чехова у нас сочетаются с кларнетом, а стихи Цветаевой переплетены с фортепиано», – сказала мне Мария Оссовская, режиссер Театра Чтеца и профессор Театрального института им. Щукина.
Впервые Театр Чтеца был создан в Москве ровно сто лет назад, в ноябре 1922 года. Тогда декламация была очень популярна, руководитель театра Василий Серёжников даже возглавил Государственный институт декламации. Спустя почти век Театр Чтеца возрожден Марией Оссовской. За год работы актеры уже поставили 8 спектаклей, для чтения выбраны проза и стихи русских авторов, в основном начала XX века. Выступления проходят в разных залах, даже в разных городах, потому что никаких декораций не требуется.

Чтецкий спектакль "Такой разный Чехов"


«У нас выступают профессиональные актеры, и начинающие, и опытные. Главное в работе чтецов – умение раскрыть смысл текста, понимать его логику и передавать ее зрителю. Ну и конечно, техника речи должна быть безупречной, ею всегда славились выпускники Щукинского института», – рассказала Мария Оссовская.

Что самое трудное в мастерстве чтеца? Я-то думала, что заучивание многих страниц прозы. Это ж какая память нужна! Но, по мнению Марии Оссовской, заучивание – это лишь профессиональное умение, тут нет ничего особо сложного. Гораздо труднее найти темы для спектаклей, которые получат отклик у зрителя.
Как автор блога о звучащем литературном слове, я замечу еще такой факт: чтецкий спектакль важно смотреть и слушать вживую. Ни видео, ни аудиозапись не передадут трепет голоса, а паузы между словами при записи покажутся слишком длинными. И только в реальности чтецкое мастерство позволяет актеру установить невидимую связь со зрителями и одушевлять текст только для нас, только здесь и сейчас.