Как лучше всего отпраздновать День Рождения Александра Сергеевича Пушкина? Можно включить какой-нибудь фильм или мультфильм, поставленный по его бессмертным произведениям. Или залечь в гордом одиночестве на любимом диване, перелистывая пожелтевшие страницы восьмисотстраничного «томика» его стихов, оставленного тебе в наследство прапрадедушкой-пушкинистом…
Но мы с подругой решили эту проблему мирового значения по-другому. Отправиться в гости к героям романа «Евгений Онегин» — как вам такое решение?
… Мое знакомство с «Московским Театром Чтеца» началось совсем недавно, с просмотра-прослушивания чтецкой литературно-музыкальной композиции «Страницы из романов Льва Толстого». И вот вам — счастливое совпадение: последние главы «Евгения Онегина» читались на сей раз в Государственном музее Л.Н. Толстого, что на Пречистенке!
Если вам ещё не надоели совпадения, напрягу ещё одним: месяц назад я побывала на спектакле-«бродилке», освещающем знаменитый «Сон Татьяны» из пятой главы того же «Онегина»! Так что сегодня я продолжила с шестой главы и завершила своё путешествие по знаменитой «Энциклопедии русской жизни».
А теперь ответьте-ка мне на один вопрос, только честно: любят ли ваши дети и внуки-подростки учить наизусть длинные отрывки из «Евгения Онегина»? Предполагаю, что у большинства из вас ответ будет отрицательный. Но не спешите ругать детей: вспомните себя, любимых, в их возрасте. Мало кого судьба в лице Наробраза одарила учительницей литературы, умевшей так преподать Пушкина, что стихи его стали любимыми на всю жизнь!
Но вот что я вам скажу: если бы ваши дети и внуки, старшие школьники, на спектакле «Театра Чтеца» побывали — никаких фраз «скучно», «неинтересно», «не запоминается» и «мне это в жизни не пригодится» — вы бы точно от них не услышали. Ибо роман в стихах великого поэта нужно читать так же, как и писал его Александр Сергеевич: талантливо, вдохновенно. Чтоб перед зрителями Муза явилась, да разноцветными крылышками помахала, на творчество вдохновляя.
Именно так прочли нам окончание романа великолепные чтецы Василий Соловьев-Седой (мл.) (Евгений Онегин) и Александра Хорунжая (Татьяна).
Мы с подругой просто заслушались! Так образно, ярко передавать мысли, чувства и переживания своих персонажей могут только очень талантливые артисты. Татьяна — сначала молодая, растерянная девушка, посланная маменькой в Москву на «ярмонку невест» и приглянувшаяся там толстому генералу. Ей совершенно все равно, за кого выходить замуж, раз уж не получилось стать женой любимого человека…
Проходит время, и Татьяна преображается у нас на глазах. Никакой растерянности у неё уже нет. Перед нами не «дикая» девочка, а красивая и уважаемая всеми светская дама. Да, она продолжает любить Онегина, но это чувство никогда не заставит ее изменить мужу.
Совсем другим становится и сам Онегин, что прекрасно показывает нам исполнитель его роли. Явившись на бал после долгого своего отсутствия в свете, он сперва, как и прежде, равнодушным взором оглядывает общество. Видит интересную даму… Узнаёт— и не узнаёт Татьяну… Страстно влюбляется в неё… Объяснение между ними… Не судьба!
Классические композиции Шуберта, Скрябина, Скарлатти, Шопена, Рахманинова, виртуозно исполненные лауреатом международных конкурсов Александрой Котляревской, умело вплетены в канву этого спектакля. Музыка, поначалу нежная, становится более громкой и ритмичной вместе с нарастанием страсти, овладевшей Онегиным. А иногда — и очень тревожной. И это не случайно: Евгений едва не свихнулся, поняв, что Татьяна не обращает внимание на его любовь.
И наконец — финальные аккорды! Звучит мощная «Баллада #1 ре минор» Иоганнеса Брамса. И мне кажется, что я слышу в этой музыке гордый, уверенный голос Татьяны, объясняющей Онегину, почему ему не стоит больше ей писать.
Но, конечно, сдержанность героини романа — лишь дань вежливости. Ещё минута — и фортепьяно запоёт, заплачет. И разразится наконец, настоящей бурей невысказанных чувств, так тщательно скрываемых Татьяной.
Финал у романа «открытый», и Пушкин, несмотря на советы друзей, дописывать его не собирался. Пусть читатели сами додумывают, какая судьба ожидает в дальнейшем героев. «Хэппи энд» с Татьяной, сбежавшей от мужа к Онегину, согласитесь, больше подошёл бы голливудской мелодраме, чем пушкинскому шедевру. Да и не верится мне что-то в постоянство чувств главного героя романа…
Ну надо же, сколько интересных мыслей навеял мне этот литературно-музыкальный спектакль! Я от души советую родителям старших школьников обратить внимание на «Театр Чтеца». Здесь читают нашу великую классику необычайно талантливые артисты. С ними любое «школьное» произведение становится интересным. А бессмертная музыка не только «иллюстрирует»мысли и чувства героев, но иногда и досказывает то, о чем умолчал автор.